Top.Mail.Ru

Ваша корзина

Пока что Ваша корзина пуста
Всего товаров: 0
На сумму: 0

Авторизация

Игорь ШАДРИН, Генеральный директор ЗАО «Коммерсант-Пресс»: «Никуда нам от подписки не деться»

Пока издатели и распространители спорят о том, когда умрет (ли) подписка, подписные тиражи ЗАО «Коммерсант-Пресс» растут. Что это - «социализм в отдельно взятой стране» или тренд отрасли? Ответчик - Игорь ШАДРИН, главный распространитель и ответственный за подписку «Ъ».

Расскажите о том, как организована служба подписки ИД «Коммерсантъ»?


У нас есть свой call-центр, который занимается редакционной подпиской. Он обзванивает всю Россию, и каждый день приносит в клювике новых подписчиков.

Плюс мы работаем с «Почтой России», с МАП, с АПР, с альтернативными организациями - пытаемся найти точки соприкосновения, заключаем договоры...

Уже третий год подряд у нас падают тиражи розничные (розница падает у всех), но подписка растет. Даже в 2009-м кризисном году росла. И вот в этом году она растет намного больше, чем в прошлом.

С кем из дистрибуторов вы сотрудничаете больше: с «Почтой России» или агентствами альтернативной подписки?

Мы думаем, кому лучше отдать подписчиков, кто быстрее доставит им газету. Если подписчик - частное лицо, то отдаем «Почте России». Я на «круглом столе» АРПП сказал и готов повторить: количество индивидуальных подписчиков растет. И если три года назад этого почти не было видно, то сейчас видно отчетливо.

А с чем Вы связываете этот рост?

Во-первых, многие руководители, которые выписывают нашу газету, перестали ездить на работу - что терять время в пробках? Они работают дома. Тогда зачем подписывать газету на офис? Выписывают домой. Или читают газету в машине: просто некогда читать в кабинете. Растет подписка для индивидуальных лиц.

Плюс, студенты очень активно стали подписываться. Они тоже выписывают газету домой. У них 50% скидка на подписку - вот уже четыре года. Неважно, для себя ли он подписывает газету, или для мамы с папой. Главное, он знает газету, берет ее в руки. Для нас это тоже очень важно - молодые люди к нам возвращаются понемножку. Мы работаем очень серьезно почти с десятью вузами Москвы.

Вернемся к дистрибуции. Значит, Вы работаете с теми, кто лучше справляется с работой на месте?


Да. Потому что доставка - это самое серьезное дело. В рестораны и кафе по Москве мы доставляем издания сами - у нас большой парк автомобилей. А вот доставку в дома и фирмы мы отдаем тем, кто гарантирует нам, что издания не опоздают.

Сейчас альтернативные агентства начали доставлять издания в частные дома - «Интер-почта», например. Они, пожалуй, первые из альтернативных организаций России обратили внимание на частных лиц. Вот «Урал-Пресс» этого до сих пор не делает, «Пресс-информ» в Петербурге это делает неохотно. «Интер-почта» рассылает в элитные дома и поселки письма, где, кроме других изданий, и на «Коммерсант» предлагают подписаться. У них довольно серьезно увеличились подписные тиражи. «Интер-почта» понимает, что подписка для частных лиц - это будущее, потому что подписка для юридических лиц будет падать.

Поэтому нужно «идти в народ». А «Коммерсант» «идет в народ»? «Коммерсант» в Москве или другом крупном городе - это понятно, «Коммерсант» в небольшом городе, в принципе, тоже. А вот «Коммерсант» в селе?

Мы готовы работать где угодно. Например, журнал «Власть» идет во все регионы Российской Федерации - все до одного, начиная с Архангельской области и заканчивая Якутией. Мы два экземпляра газеты «Коммерсант» каждый день доставляем на Чукотку!

Если кто-то на Северном полюсе захочет подписаться на какое-либо наше издание, мы и туда доставим - какими угодно средствами. Мы никому еще ни разу не отказали. Да, это не всегда дешево. Вчера на совещании разбирали такой случай: с Тамбовской области позвонил подписчик, которому не успели доставить 23 числа газету. Она была всего одна на весь маленький городок, и ее доставка обошлась бы очень дорого. Ему доставили ее через два дня. Он обиделся. Сейчас мы перед ним извиняемся.

На «круглом столе» говорили о росте отпускных цен и разнице этих цен для разных распространителей. Какова ценовая политика «Коммерсант-Пресс» для дистрибуторов?

У нас во всех каталогах цены одинаковые. Это правило №1: мы требуем, чтобы газета «Коммерсант» и в Москве, и на Чукотке была по одной цене - именно каталожной. Другое дело, что потом берут распространители за доставку - там уже подписная цена меняется.

Но есть издания, где в одном каталоге они по одной цене, в другом - по другой.

Это в принципе неправильно: за счет разницы распространители перетягивают друг у друга подписчиков, а общего прироста нет. Это нездоровая конкуренция, и это действует отрицательно на весь рынок подписки. Переманивать друг у друга подписчиков - этим занимаются иногда маленькие альтернативные агентства, к сожалению. И многие издатели на это идут.

В «Коммерсант-Прессе» есть закон: доставку мы отдаем туда, откуда человек пришел. То есть если новый подписчик раньше работал с «Роспечатью» или «Урал-Прессом», то туда мы и отдадим доставку. Мы стараемся ни в коем случае не допустить возможности манипуляции переходом. Мы должны найти нового человека - или вернуть старого. Сейчас очень многие возвращаются к подписке - стали деньги появляться у людей, у фирм. Возвращаются - и за счет этого тоже растет подписка.

Еще одно правило подписки: подписная цена должна быть меньше цены розничной.

Так и есть. Сейчас каталоги сформированы, с 9 марта мы начинаем подписную кампанию. Сначала мы формируем цену в рыночном канале. Мы не повышали цены на наши издания пять лет, и только в этом году, с августа, повысим на 10% цену на журнал «Власть» и газету «Коммерсант». На цену, утвержденную розницей, смотрит подписка, и она оставляет цену такой же или делает чуть меньше. Но никогда подписка не формирует цену раньше розницы - иначе нет смысла: «подписные» деньги сразу приходят, ты знаешь тираж и можешь оперировать этой информацией. А розница… Сегодня есть - завтра нет.

Вы говорили, руководство «Коммерсанта» изменило свое отношение к подписке?

Да, Демьян КУДРЯВЦЕВ говорил раньше: «Я не вижу проблемы в том, что не растет подписка. По моему мнению, она будет падать». Но когда подписка перестала падать и начала расти, он удивился и заинтересовался. Более того, сейчас легче с ним говорить о том же бюджете: он видит, что деньги, выделенные на подписку, дают результат. Одно дело, когда все в один голос кричат, что подписка рухнет, и другое дело, когда подписка растет - и когда тиражи растут: мы обошли 2010-й, 2009-й и подходим к 2008 году, когда тиражи были довольно большими.

А возможен ли, по-Вашему, возврат к подписным тиражам советской эпохи?

Нет. Не забывайте, что при Советском Союзе каждый коммунист должен был подписаться на «Правду», каждый комсомолец - на «Комсомольскую правду». Это какой тираж! Тем более другой информации, кроме газет, не было. Почему покупали не одну, а три-четыре газеты? Люди сравнивали, сами занимались аналитикой. Сейчас этого не будет.

А читать хорошие газеты будут - люди не скоро еще от них откажутся. Иначе нужно поменять совершенно мировоззрение, отказаться от каких-то привычек. Потом, газета и журнал имеет что-то человеческое. Электроника - она холодна сама по себе. Это совсем другое ощущение получения информации. С газетой дома приятно находиться, в руках держать…

Государство - хоть в какой-то степени - помогает «Коммерсанту», в частности, с подпиской?

Как может нам помогать государство, если «Коммерсант» - частная структура? Это мы помогаем государству, платя налоги. В «Коммерсанте» только «белые» зарплаты и прозрачные траты.

На «круглом столе» я говорил: издателям необходимо объединиться, чтобы выйти к государству и предложить свое решение проблемы. Потому что сейчас все - государство: «Почта России» реформируется, потому что государство этого хочет, плохо работают почтовые отделения - опять же, надо к государству обратиться… Издатели только ругают: одних - за плохую доставку, других - за повышение цен. И никто - хотя бы в Москве - не предложил собраться и помочь тому, кого мы ругаем. Надо решить хотя бы одну проблему - хотя бы маленькую, а мы хотим всего сразу. Такого не бывает. Нужно собраться и честно рассказать друг другу, что мы делаем для того, чтобы улучшить ситуацию. Пока этого нет.

Никуда нам от подписки не деться - это мое глубокое убеждение. Рекламные доходы еще несколько лет будут идти от бумажных версий периодических изданий, а на деньги от продаж мало кто живет.

Источник:
Новости СМИ

04.04.2011